Главная Слово пастыря Дух дышит, где хочет
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

По учению отцов жительство

По учению отцов жительство... - единственно приличествующее нашему времени, есть жительство ПОД РУКОВОДСТВОМ ОТЕЧЕСКИХ ПИСАНИЙ С СОВЕТОМ ПРЕУСПЕВШИХ СОВРЕМЕННЫХ БРАТИЙ; Этот совет опять должно ПРОВЕРЯТЬ ПО ПИСАНИЮ ОТЦОВ".

 

Святитель Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ)

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29
31            
Пользователи : 8211
Статьи : 5678
Просмотры материалов : 7729198

Яндекс цитирования

Дух дышит, где хочет

архиепископ Иоанн  Белгородский – Владыка, расскажите, пожалуйста, как людям открылась Триединая Сущность Бога?

– Библия начинается словами: «Берешит бэра элогим...», и если точно перевести с древнееврейского, то это звучит так: «В начале сотворил Боги...», глагол «сотворил» стоит в единственном числе, а дальше слово «Бог» – во множественном. Потом, в следующей строчке книги «Бытие» говорится о том, что когда «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною», то «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1. 2). В оригинале здесь стоит «мэрихипет» – глагол, который означает не просто «носился», но и имеет смысл «оживотворял», то есть еще в самом начале творения, когда были только небо и земля, Дух Божий уже был и призывал к жизни эту бесформенную, «безвидную» массу, Он уже работал.

Блаженный Августин говорил, что Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий Завет в Новом открывается. Библия – это книга, которая написана одной рукой – рукой Бога, и листы этой книги – это листы человеческой истории. Вот поэтому мы не отказываемся от Ветхого Завета, сохраняем все, что нам в нем дано. И то, что было сказано в Ветхом Завете намеками, все это открывается нам в Новом Завете уже явно, в действиях Божиих.

Праздник Троицы имеет в своей основе ветхозаветное событие, которое случилось с Авраамом. Как сказано в книге «Бытие»: «Авраам и Сарра были стары и в летах преклонных» (Быт. 18. 11), когда явился им «Господь у дубравы Мамре» (Быт. 18. 1). Дальше следуют слова: Авраам «возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него» (Быт. 18. 12). Так явился Аврааму Господь. Он встретил этих «трех мужей», приготовил им обед – на многих иконах с изображением Троицы как раз показано, как Авраам и Сарра накрывают на стол, и тогда Они спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре» (Быт. 18. 9). И дальше читаем: «И сказал один из них (слова „один из них“ в тексте выделены, подчеркивая то, что Господь явился в трех лицах): „Я опять буду у тебя в это же время, в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей“» (Быт. 18. 10). Сарра, которая слышала эти слова Господа, «внутрен-не рассмеялась, сказав: „Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?“» (Быт. 18. 12). «И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра? ...Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18. 14). И действительно, у Авраама и Сарры в назначенный срок родился сын Исаак, от которого потом, как это и обещал Аврааму Бог, произошел великий народ, и самое главное, потом именно в потомстве Исаака рождается Иисус Христос.

Мамврийский дуб – Эта встреча Авраама со Святой Троицей у Мамрийского дуба и положила начало традиции в праздник Троицы украшать храмы и жилища ветками молодых деревьев и скошенной травой?

– Конечно. Кстати, этот Мамрийский дуб до сих пор существует, сейчас он находится на территории православного монастыря в Палестине и очень почитаем людьми трех религий – иудеями, мусульманами и христианами.

Но явно и во всей полноте единство Бога в Трех Лицах, то есть Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, было открыто человеку уже в Новом Завете. И в праздник Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда еще одно название – «Пятидесятница»), мы вспоминаем о том, что в этом мире нам явилась полнота всех Трех Ипостасей Творца.

– Бог сотворил человека, а грех стал той пропастью, которая отделила человека от Бога. И Бог обещал, что Он пошлет в мир Того, Кто эту пропасть преодолеет.

– Это обетование было исполнено в Рождество Христово, когда людям был послан Бог Сын, потом была Его проповедь миру, Он принял на Себя грехи мира и был распят, а потом произошло Воскресение Христа из мертвых, и на сороковой день после Пасхи Его Вознесение на Небо. После Воскресения Христос сорок дней является Своим ученикам, укрепляет в них веру, затем собирает их всех вместе, благословляет и у них на глазах, «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24. 51). Но еще раньше Он обещал Своим ученикам, что пришлет им «Утешителя». Для того чтобы они не сбились с пути, указанного Им. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15. 26). И когда Этот Утешитель, «Дух Истины», как называет Его Христос, сходит на землю, миру является вся полнота Бога, все Три Лица Троицы открываются людям. Так откровение о существе Божием, которое было вначале дано в Ветхом Завете, когда три ангела, три мужа, явились Аврааму, оно открывается нам в Новом Завете сошествием Святого Духа на апостолов.

– Как это произошло?

– Книга Деяний святых апостолов рассказывает нам о том, как на пятидесятый день после иудейской пасхи, через десять дней после Вознесения Христа, Его ученики собрались вместе. Их было снова двенадцать, потому что вместо Иуды они избрали Матфея. И вот, как сказано, при наступлении дня Пятидесятницы – ветхозаветного праздника, который отмечался в честь получения Моисеем на пятидесятый день по выходу израильтян из египетского плена заповедей от Бога, – в Иерусалиме собралось много народу. И когда апостолы с Марией, Матерью Иисусовой, были в горнице, то, как сказано, «внезапно сделался шум с неба... И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2. 4). И при сошествии на апостолов Святаго Духа они получают особые дары – это дар разговаривать на разных языках, дар целительства и дар проповедовать о делах Божиих. Когда вдруг апостолы заговорили на «иных языках», и да-же на наречиях тех, кто в тот день собрался в Иерусалиме, то это не просто удивило всех, кто-то стал, насмехаясь, говорить, что «они напились сладкого вина» (Деян. 2. 13). Но именно этот день мы считаем днем рождения Вселенской Церкви, потому что именно с этого момента началась апостольская проповедь «о великих делах Божиих» (Деян. 2. 11) среди разных народов – каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение. Апостол – это дословно с греческого «посланник», и с этого дня начинается история Христианской Церкви.

– Апостолы обладали силой, которая была дана им как дар Святого Духа. В день, когда мы празднуем Троицу, они получили и дар на проповедь Слова Божиего. И это было не привилегией, это было служением и мученичеством.

– Да, все апостолы, кроме апостола Иоанна, умершего естественной смертью, кончили свою жизнь трагически, каждый из них своей смертью засвидетельствовал верность Христу. Например, апостол Петр был распят на кресте и, как известно, он сам попросил, чтобы его распяли вниз головой. Он это сделал, потому что считал, что недостоин быть распятым, как Христос, – ведь он троекратно отрекся от Него и всю жизнь помнил об этом.

– Вот это-то и удивительно: ведь все они до встречи с Христом были простыми людьми. И вдруг такая твердость в вере, такая сила духа. Что же произошло? Святой Дух, сошедший на них в Пятидесятницу, дал им такие силы?

– Не так все прямолинейно. А разве Христос не мог бы их сразу Своей силой сделать верными и сильными?

– Ну, тогда это было бы насилием.

– Верно. Ведь шел процесс подготовки, апостолам надо было очиститься, для того чтобы принять свет. Ведь люди не бесконечны, мы как сосуды, которые могут что-то в себя принять, только если мы очищены. И Христос постоянно «очищал» их, готовил к принятию Святого Духа.

– То есть, тут нет пассивности – вот Святой Дух сошел на тебя, и ты преобразился?

– Конечно, под действием Святого Духа апостолы становятся другими. Но как мы вообще меняемся? Действительно, апостолы были простыми людьми, но посмотрите, что говорит им Христос, готовя их к испытаниям: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10. 19-20). Так и получалось. Ведь это очень важно – расположить свою волю к тому, чтобы в тебе действовал Святой Дух. Мы часто считаем действием какие-то внешние усилия, но ведь самое трудное – это внутренняя работа, важно суметь довериться Богу, подчинить свою волю Святому Духу и дать Ему действовать через тебя. А для этого надо убрать из себя все, что в тебе темно, и принять в себя Святой Дух. И дальше Христос говорит, что если вы вверились Святому Духу, то помните, что тогда даже и волос с вашей головы не упадет без Божией воли.

– А как мы в нашей обычной жизни можем ввериться воле Божией?

– Как раз в тяжелые моменты жизни, когда перед человеком встает выбор, и он не знает, как ему поступить, верующий ищет не свою волю, а волю Божию – он молится или заказывает молебен, идет к духовнику, пытаясь распознать, в чем она. Ведь часто нам посылаются испытания, и если мы их с Божией помощью выдерживаем, то после них нам бывает благо, но если в преодолении их мы ропщем на Бога и отчаиваемся, то этим мы отвергаем волю Божию. И распознать, почему и как нам надо поступать в том или ином случае, можно, только руководствуясь этим принципом: надо быть готовым принять Святого Духа, стать тем, через кого бы Он действовал.

– Это требует от человека не только веры, но и твердости в ней?

– Да, это действительно очень сложно, потому что самая активная позиция человека начинается с того, что он решает следовать воле Божией, и это не пассивность, а, наоборот, внутренняя активность. Ведь когда человек решается идти к Свету, то на пути к Нему обязательно лежит тьма. Апостол Иоанн говорил о том, что «мир во зле лежит», и соответственно мир диктует правила поведения каждому человеку. Человек становится обязан миру, я бы сказал даже – «обвязан» миром, как путами. И как только человек решается слушать не то, что говорит ему мир, а то, что ему говорит Господь, в этот момент от него и требуется усилие. Но как только человек сделал их, как только он оказался готовым принять волю Божию, многие препятствия сами устраняются.

Посмотрите, какому испытанию веры подверг Бог Авраама. Когда Исаак, долгожданный сын Авраама, вырос, «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака... и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22. 2). И что делает Авраам? Он готов исполнить волю Божию. Можно долго рассуждать, почему? И действительно, если рассматривать ситуацию по законам нашего мира, то это покажется нам диким: Авраам встает рано утром, берет с собой сына и идет туда, куда ему указал Бог. И дальше: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» (Быт. 22. 6). Исаак спрашивает отца: «Где же агнец, которого мы принесем в жертву?» И посмотрите, что Авраам отвечает: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22. 8) – он полностью вверяется воле Божией. И Исаак вверяется. Ведь если представить, что, когда Исаак родился от Авраама, тому было 99 лет, и понятно, что Исаак вполне мог бы справиться с отцом, но сказано: «И шли далее оба вместе» (Быт. 22. 8). Вот эта вера в Бога, в то, что раз Он, вопреки всем законам естества, дал ему с Саррой сына и пообещал, что от него пойдет великий народ, то Он же и воздвигнет его, вот эта вера Авраама Богу ведет его. И что происходит? Когда Авраам уже «простер... руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22. 10), Ангел Господень остановил его, Авраам «возвел очи свои» и увидел агнца, который запутался своими рогами в кустах, и он «принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт. 22. 13). Это было испытание веры Авраама, и для того, чтобы его выдержать, Аврааму надо было, прежде всего, отказаться от стереотипов восприятия этого мира.

– Владыка, а обычный человек подвергается таким испытаниям?

– Каждый в меру своей даровитости, ведь вера – это тоже дар. У кого-то он больше, а у кого-то меньше. Но сказано, что кому много дано, с того много и спросится. Надо только помнить, что услышать голос Божий и воспринять его как волю Божию – для этого требуются внутренние усилия, но это и есть та максимальная творческая активность, которую человек может проявить в этом мире.

– То есть жизнь – это творчество, творение себя.

– Да, стремление человека к своему Первообразу, постоянное стремление к исполнению воли Божией – это и есть истинное начало в человеке, когда он может реализовать себя как Образ и Подобие Божие. И тут уместно вспомнить евангельские слова: «Дух идеже хощет дышит», т. е. «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3. 8). Они о том, что никто не может присвоить себе исключительное право обладания полнотой даров Святого Духа. Мы спасаемся не своими заслугами, а Благодатью Божией, и Дух Божий Сам избирает Себе тех, кто может последовать за Ним. Не обязательно это люди из посвященной среды. Бывает, наркоман или забулдыга-пьяница обретает через покаяние такую веру, что становится проповедником Христовым. Или вспомним, как Савл, который сначала был гонителем христианства, стал апостолом Павлом и потом пострадал за веру. И тут все дело в том, что в этом мире, кроме внешних обязательств человека миру, есть и такая вещь, как духовная призванность. Способность человека распознать голос Божий, сделать Ему шаг навстречу и принять в себя Святой Дух.

С архиепископом Иоанном Белгородским беседовала Мария Городова

Молитвы ко Пресвятой Троице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа. Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)

Молитва ко Пресвятой Троице
Из утренних молитв

Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.

Молитва ко Пресвятой Троице
Иная, из утренних молитв


От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

газета «Жизнь православная» 2009 #6 (84)