Главная Слово пастыря Нужно ли восстанавливать храмы?
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Слава Богу!

Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: Cлава Богу! Епископ Игнатий (Брянчанинов)

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29
31            
Пользователи : 8211
Статьи : 5677
Просмотры материалов : 7727871

Яндекс цитирования

Нужно ли восстанавливать храмы?

протоиерей Валентин  АСМУС «В этой истории, как в маленьком зеркале, отражается историческая судьба нашей Родины...»
протоиерей Валентин АСМУС, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы  в Красном Селе, Москва

Нужно ли восстанавливать храмы? Возможно, отрицательный ответ был бы справедлив, если бы храмы имели исключительно архитектурно-музейное значение, если бы они стояли пустые. Но ведь это не так! Каждый большой праздник мы видим, что причастников стало значительно больше, чем было прежде. Когда я только стал настоятелем, я был единственным священником нашего храма – сейчас же нас трое при двух диаконах, и это отвечает реальным нуждам прихода! Поле для пастырской работы очень широко. Я помню, как многолюдно и тесно было в московских церквах в прежние годы, когда на весь огромный город их было всего около сорока. И я помню, как эти церкви сразу вдруг опустели, когда в начале девяностых одновременно открылись множество других, бывших долгие годы в забвении. Но это продолжалось очень недолго – сейчас все храмы, вновь открытые и незакрывавшиеся, вновь наполнились. Этот факт говорит сам за себя!

Разумеется, вокруг возрожденных храмов начинается особенная приходская жизнь, но все-таки самое главное – это богослужения и Святые Таинства. Именно благодаря им вокруг церкви образуется и благотворительная, и социальная деятельность. Люди приходят, чтобы получить Божию благодать, и в дальнейшем они связывают свои добрые начинания как раз с родной церковью, где исповедуются и причащаются.



Там, где сегодня в Москве находятся Красносельские улицы, когда-то стояло село. Называлось оно Красным, в XVII веке здесь был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Документы XIV-XVI веков сохранили многочисленные свидетельства ранней истории села, давно вошедшего в городскую черту Москвы. Впервые село упоминается в 1423 году. По живописности места во времена великого князя Василия II оно получило название Красное. Тогда же, в XV веке, по духовной грамоте оно было передано старшему сыну великого князя Ивану III, ставшему впоследствии первым государем объединенной Руси. В XVI в. Красное Село сильно разрослось, оно носило уже характер слободы, о богатстве его населения говорит найденная археологами оконная слюда. Церковь Покрова, стоявшая здесь на ручье Ольховце, в архивных документах упоминается с 20-х годов XVII в.

Деревянный храм известен с 1620 года, а придел свт. Николая – с 1697 года. Каменный храм был построен в 1701 году. В 1730 г. церковь расширили, был добавлен слева придел усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 году пристроена обширная трапезная у алтаря приделов по восточным углам и колокольня. 25 августа 1751 года храм был освящен. Во время пожара 1812 г. огонь пощадил Покровскую церковь, но к 1838 г. она пришла в ветхость, и на средства, пожертвованные почетными гражданами Гаврилой Урусовым и Евдокией Малютиной, храм был возобновлен и благолепно украшен. Крестообразный верх храм получил в 1816 году. В 1838 г. выстроено новое многоглавое завершение (архитектор О. И. Бове). Сооружены вновь главы, кресты, шпиль колокольни, ампирная обработка внешних стен и внутреннее убранство, включая великолепный главный иконостас.

Следующее обновление началось в 1902 г., сделаны угловые пристройки с востока алтарей приделов, перемещенных из трапезной, с северо-запада пристроена ризница. Храм был освящен 25 июля 1904 г. Тогда в новопостроенных приделах появились новые иконостасы, а старые иконостасы были вывезены в село Спас-Михнево Бронницкого уезда.

«До середины XIX века, – рассказывает Галина Хаустова (староста храма), – при храме было кладбище. Раскопки, ведшиеся на его территории, подтверждают это. В 1998 г. во время земляных работ, производимых Мосэнерго, по вечерам воздух около храма наполнялся дивным благоуханьем, тонким, но весьма отчетливым...»

Особое значение храм приобрел в 20-30-х годах XX века. Храм помещался недалеко от Ольховки, где тогда находилось здание Московской Патриархии, здесь жил заместитель патриаршего местоблюстителя, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский). В Покровском храме им часто совершались службы. На какое-то время храм сделался одним из главных храмов России.

В это период над храмом и нависла угроза: появилась резолюция о необходимости закрытия и сноса церкви. Встревоженные верующие отправили в Моссовет множество писем с просьбой не закрывать храм. «Приход церкви Покрова, – говорилось в одном из таких обращений, – это огромный район, где проживают десятки тысяч верующих. Просим не лишать нас духовного утешения».

В 30-е годы уличное движение стало более интенсивным, и храм был обвинен в том, что «пешеходов подвергает ежеминутно риску быть раздавленными». В 1934 г. церковь начали ломать. Окна были разрушены, апсиды, выступавшие на линию тротуара, пробиты для устройства прохода, а затем и вовсе отломаны. Ограда снесена. История закрытия и постепенного разрушения Покровской церкви повторяет тысячи трагических судеб русских храмов.

Несмотря на то, что храму как памятнику архитектуры был присвоен первый разряд, вместо перенесения трамвайных путей был разрушен выступающий алтарь. Тогда и нарушилась исконно русская крестообразная планировка храма. Потом президиум Моссовета постановил срочно снести его. Уже разорили барабаны куполов и колокольню, но каким-то чудом разрушение было приостановлено.

С 1966 года внутри храма размещался завод «КЭМЗ» (завод киноэлектромеханической аппаратуры). В 1980-1990 годах здесь находилось центральное конструкторское бюро Министерства легкой промышленности по производству игрушек.

Внешний вид храма был таков, что невольно напрашивалось определение – храм-мученик... Храм-страдалец... Всем своим видом он взывал к сердцу каждого о помощи...

Но вспомним евангельскую притчу об исцелении Христом умершей: «Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк. 8.52).

В 1996 г. церковь была передана приходу. С 1997 года Покровская церковь стала оживать. В апреле 2000 года настоятелем храма стал протоиерей Валентин Асмус.

В разоренный храм стали приносить старинные иконы. Сначала – Тихвинский образ Божией Матери, и это знаменательно. Когда-то рядом стояла Тихвинская церковь. Затем – Феодоровскую, покровительницу царского дома Романовых.

А когда в храме появилась древняя почерневшая икона Владычицы «Троеручица», началось чудесное. Служащие стали наблюдать, что икона день ото дня становится светлее. Краски делались все ярче, будто кто-то незаметно снимал налет человеческой неблагодарности с образа Любви Небесной. Специалисты-реставраторы, работавшие в храме, признали это явление редким случаем самообновления иконы.

Летом 2002 года на свое место была водружена центральная главка с крестом. Затем во время реконструкции Красносельского путепровода была обнаружена «родная» художественная ограда церкви. Именно этот архитектурный элемент позволил завершить представление об изначальном обличии храма.

Были раскрыты цоколь здания храма и историческая ограда до исторических отметок. Для этого уровень грунта в отдельных местах был снижен на 1,8 метра. Уже в начале лета 2003 г. работы по реставрации откопанной белокаменной ограды были завершены, и она заняла свое историческое место вокруг храма.

Храм был полностью обнесен оградой, что придало этому архитектурному сооружению начала XVIII века первоначальный вид. В тот же год был проведен снос подсобных помещений вокруг храма и завершены работы по благоустройству прилегающих к храму территорий.

Пусть службы пока проходят в трапезной части храма, а колокольня не восстановлена. Храм живет, есть звонница, звучит колокольный звон...

У молодого прихода появился уже достаточно интересный опыт служения: часто читаются лекции по русской истории, литературе, христианскому искусству, работает воскресная школа, организован кружок церковного пения для всех желающих, библиотека, воскресными вечерами приходят на занятия взрослые люди, сознательно стремящиеся воцерковиться...

Расцветает в душах прихожан надежда увидеть свой храм во всем великолепии былого величия. Сбудется ли эта мечта – зависит и от нас с вами.

Иисус, исцеляя больного, сказал: «Прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5.20). Больному было воздано по вере его: он встал и пошел. По вере нашей, по душевному стремлению искупить грехи прошлого будет воздано и нам.

Мы просим молитв наших читателей о здравии и спасении тех, кто пожертвовал денежные суммы на восстановление храма. Храни вас Господь!

Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 12.

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе (г. Москва) – священник Валентин Асмус – родился 5 августа 1950 г. в г. Москве в семье известного философа Валентина Фердинандовича Асмуса (1894-1975).

Валентин Асмус учился на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, который окончил в 1975 году. В студенческие годы он был прихожанином храма Ильи Пророка в Обыденском переулке г. Москвы. С 1975 по 1978 годы Валентин Асмус преподавал латинский язык в Московском издательско-полиграфическом техникуме им. И. Федорова. В это  время его духовным отцом становится протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984), настоятель Николо-Кузнецкого храма.

В 1979 году о. Валентин Асмус был рукоположен в сан диакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом, впоследствии митрополитом Киевский и всея Украины), в 1990 году – в сан священника архиепископом Астанайским и Алматинским Алексием (Кутеповым, ныне главой Тульской и Белевской епархии), а в 1993 году – возведен в сан протоиерея.

С 1978 года о. Валентин преподавал в московских духовных школах следующие предметы: латинский язык, церковнославянский язык, византологию, древнегреческий язык, историю церкви, патрологию (учение об отцах церкви), историю поместных православных церквей, каноническое право.

В настоящее время о. Валентин является доцентом Московской духовной академии, членом ученого совета Православного Свято-Тихоновского Богословского института, преподавателем Николо-Угрешской семинарии, с 2002 г. имеет звание магистра богословия.

До назначения настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе (в 2000 году) по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия о. Валентин служил в храме свт. Николая Угодника в Кузнецах.

Отец Валентин проживает в Москве, женат, имеет девять детей и пять внуков.

протоиерей Валентин АСМУС
газета «Жизнь православная» 2009 #10 (88)