Главная Святые 15 мая день памяти Иже во святых отца нашего Афанасия, Патриарха Константинопольскаго, Лубенскаго чудотворца
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

О ЧТЕНИИ

Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом - много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником - много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость...

Подробнее ...

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Пользователи : 8211
Статьи : 5671
Просмотры материалов : 7616697

Яндекс цитирования

15 мая день памяти Иже во святых отца нашего Афанасия, Патриарха Константинопольскаго, Лубенскаго чудотворца | Печать |

Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Константино­польский, Лубенский чудотворец, родился в 1597 году в небольшом городе Ревимне (или Ретимне) на острове Крите. Он происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшем в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Кроме богатства и знатности происхождения Пателарии отлича­лись незаурядными умственными да­рованиями, о чем сохранились свиде­тельства народных песен. Отец свя­тителя Афанасия Григорий Пателарии был выдающимся ученым, фило­софом и публицистом. Мирское имя святителя Афанасия неизвестно. До 26 лет он жил на Крите. Образование получил в знаменитом Аркадийском монастыре, который давал своим уче­никам разносторонние познания и твердое православное воспитание, что было особенно важным, так как Критом владели в то время венециан­цы-католики. Святой Афанасий изу­чил риторику, грамматику и пиити­ку, математику и астрономию, музы­ку и литературу, богословские науки. Он превосходно владел древнегрече­ским, латинским, арабским и итальянским языками. Еще в молодости святой Афанасий удивлял современ­ников своими способностями и об­ширными знаниями. Светская жизнь с ее суетными удовольствиями, приз­рачной славой и бесплодной рос­кошью не соблазнили святого. Он принял монашество в подворье Синайского монастыря на Крите. Вскоре святой Афанасий стал известен как выдающийся проповедник, толкова­тель Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и неко­торых святых.

В 1626 году святой Афанасий был назначен учителем в Валахию. Ему было поручено перевести с еврейско­го на новогреческий язык Псалтирь. Псалтирь в его переводе впослед­ствии хранилась в обители во имя святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмосе, а списки с нее — в разных монастырях Святой Горы Афон.

Труды святого Афанасия в сла­вянских землях привлекли к нему благосклонное внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I Лукариса (был Патриархом с перерыва­ми с 1621 по 1638 год). Он вызвал святого в Константинополь и назна­чил проповедником при своей кафед­ре. В 1631 году святой Афанасий был хиротонисан во епископа и назначен на одну из главных митрополий Константинопольского Патриарха­та — Фессалоникскую (Солунскую). В марте 1634 года, после изгнания турецкими властями Патриарха Ки­рилла I, святитель Афанасий был возведен на патриарший престол с именем Афанасий III Пателарий. После возвращения Патриарха Ки­рилла I из ссылки святитель Афана­сий уступил ему управление Цер­ковью и удалился на Афон. Там он устроил себе небольшую келлию (ны­не на том месте русский Свято-Андреевский скит). Более года он прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Святитель Афанасий затем жил один год в Италии, где Папа предложил ему принять католичество, обещая возве­сти в кардинальское достоинство, но святитель Афанасий остался верен Святому Православию. Он вернулся в Константинополь и с 1638 года вновь управлял Солунской кафедрой.

В то время Солунская митропо­лия, как и вся Константинопольская Церковь, терпела притеснения со сто­роны турок и была крайне разорена. В храмах не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель Афанасий дважды обращался к русскому царю за милосты­ней: в первый раз он просил помощи на уплату долгов, оставшихся от его предшественника; во второй раз — «на выкуп заложенной в долг ризни­цы его митрополии и церковных сосудов». Позднее святитель Афана­сий неоднократно обращался за по­мощью к русскому государю, а затем и сам совершал поездки в Россию.

Впервые святитель Афанасий от­правился в Россию в 1643 году. Его путь лежал через Молдавию, где он неожиданно заболел и прожил до 1651 года. Оттуда он вел переписку с царем Михаилом Феодоровичем (1613 —1645) и получал от него по­мощь. В начале 1651 года святитель Афанасий вернулся в Константино­поль и 25 мая был вновь поставлен Патриархом, однако пробыл на ка­федре только 40 дней: 5 июля того же года перед Собором архиереев, кли­риков и мирян он добровольно отрекся от патриаршего престола. В особой грамоте он объяснял свой поступок так: «... Не будучи в силах служить [патриаршего престола города Кон­стантинополя] защитою, приять на себя и нести обычные царственные обязанности, разные дела и труды патриаршего служения, удалились мы из Патриархии по собственному желанию и доброй воле и творим отречение от патриаршего сего пре­стола...».

В начале 1653 года святитель Афанасий вернулся в Молдавию, но в связи с возникшими в Молдавии смутами пробыл там недолго. В апре­ле 1653 года он был уже в Москве. Царь Алексей Михайлович (1645 — 1676) и Святейший Патриарх Никон (1652 —1666) приняли его с честью. Во время пребывания в Москве свя­титель Афанасий совершал Богослу­жения в монастырях и храмах столи­цы. В июне он совершил паломниче­ство в Троице-Сергиеву Лавру.

Святитель Афанасий неоднократ­но встречался с Патриархом Нико­ном, который произвел на него очень благоприятное впечатление. Святи­тель с большим сочувствием отнесся к предложенному Патриархом Нико­ном делу исправления богослужеб­ных книг по образцу греческих. По просьбе Патриарха Никона, желав­шего видеть отличие в чине архиерейского совершения Божественной литургии на Востоке и на Руси, он написал особое сочинение «Чин архи­ерейского служения литургии на Вос­токе».

В декабре 1653 года святитель Афанасий отправился в обратный путь — в молдавский монастырь во имя святителя и чудотворца Николая близ г. Галаца. Этот монастырь еще ранее был дан ему в управление Молдаво-Валахским господарем Ва­силием Лукулой (1634 —1654). Русские царь и Патриарх щедро одарили святителя милостыней на его монастырь и другие нужды, а также преподнесли ему ценные по­дарки: ткани для облачения, церков­ные сосуды, кубки, меха и т. д. По дороге святитель Афанасий заболел. В феврале 1654 года он прибыл в Преображенский Мгарский мона­стырь в г. Лубны и остановился там, вероятно, в ожидании весны и выздо­ровления. Однако болезнь обострилась, и 5 апреля, в среду на Фоминой неделе, святитель Афанасий скончал­ся. Он был погребен игуменом Петронием по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме. В 1662 году Газский митрополит Паисий Лигарид, проезжая через Лубны, просил показать ему гробницу святителя. «А как де гробницу раскрыли, и из гробницы наполнилось благовония, и обрели Святейшего Патриарха тело цело, только лишь де у правой руки, как держал посох, пальцев двух или трех не было». Одежда почти вся и кресло сгнили, палица же и посох были целы. Обретение честных мо­щей произошло 1 февраля 1662 года. Тело святителя было облачено в но­вые ризы и открыто для всеобщего поклонения. От святых мощей святи­теля Афанасия многие болящие полу чили исцеления. Необычное для Рос­сии погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием Сидя­щим. В шестидесятых годах XIX века было составлено житие святителя Афанасия с описанием чудес, совер­шившихся при его мощах. В 1901 году, при епископе Полтавском Иоан­не, в Синодальной типографии была отпечатана «Служба, иже во святых отцу нашему Афанасию, Патриарху Константинопольскому, Лубенскому чудотворцу».

Ныне святые мощи Патриарха Афанасия покоятся в Благовещен­ском кафедральном соборе в городе Харькове.

 

На благословении хлебов тропарь, глас 8:

Премудростию учений твоих царствующий град просветив, / тьму неведения еретическаго разгнал еси, преблаженне; / твое благословение земли Российстей принесл еси, / отче наш, святи­телю Афанасие, / идеже скончав течение твое, / на крилех чистоты возлетел еси в Небесное Цар­ство. / Моли Христа Бога непрестанно о душах наших.

Кондак, глас 8:

О всесвятейший пастырю и учителю все­ленныя, / преблаженне отче наш святителю Афанасие! / К раце мощей твоих припадающе, усердно молим тя: / приими от убогих душ наших любовию приносимая тебе моления / и, яко имея дерзновение у Престола Владычня, / испроси молитвами твоими чтущим тя / со Ангелы и всеми святыми / непрестанно Пресвятей Троице воспевати: аллилуия.

Молитва

О святителю Христов, угодниче Божий Афана­сие! Велением Божиим жребий служения святительскаго восприим и крест Христов на рамена своя возложив, был еси пастырь добрый, светиль­ник всесветлый, столп непоколебимый, Церкве служитель верный, иерархов начальник, Правос­лавия защитник, нечестия искоренитель, сего ради и водворился еси в дому Господа твоего. Тебе убо просим: молися о нас, с верою и любовию притекающих к честным и многоцелебным мощем твоим, не отрини просящих у тебе помощи в скорбех и болезнех. Молитвою твоею предстани ко Всевышнему Владыце, исходатайствуй яже на пользу душ и телес наших и отверзи нам двери милосердия Божия. Ходатайством твоим сохрани Церковь Святую тверду и непоколебиму от навет вражиих. Моли Господа и Владыку, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Соблюди храм сей, в немже вселился еси, от всяких бед и напастей и от всех враг видимых и невидимых, и, якоже в жизни критския люди от неправеднаго агарянскаго убиения изба­вил еси, тако и ныне на Небесех непрестанно молися ко Господу избавитися нам от всякаго злаго обстояния. Подаждь руку помощи и всем православным христианом, притекающим к че­стным и нетленным мощем твоим и в молитвах своих тя призывающим. Ускори на молитву и потщися на помощь, имиже веси судьбами, да вси, безприкладное Божие милосердие видяще и ча­емую помощь прлучивше, славят подавшаго тебе силу и славу Отца и Сына и Святаго Духа, во Единем Существе славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Ина молитва

О великий и дивный святителю Христов Афанасие Богомудре, светильниче Церкве вселенския, Лубенский и всея России чудотворче и покрови­телю! Ты, от юности вся житейская оставль, к Богу любовию и духовным благоразумием наставляемь, увещавал еси вся человеки, глаголя: что нам богатство, что нам злато, слава и могутство? - дымове, расходящийся по воздуху: вся та исчез­нут, вся та понесет ветр! Многорачительно же в будущем веце да будет нам богатство. Тако поучая, сам щедр, благосерд, кроток, смирен и всем благоприступен был еси. Темже и во успении твоем Всеблагий Господь тмочисленными чудесы озари и прослави нетленныя мощи твоя. Имея убо ко Господу дерзновение, заступи и спаси твоим ходатайством всю хранимую тобою землю Российскую и град сей, в немже святыми мощами твоими почивати благоизволил еси. Моли Христа Бога, да отпустятся всем нам согрешения наша вольная и невольная, да избавимся от всех враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей и всяких недугов. Моли, да милостив будет всем нам Господь, и зде, и в будущем веце, и преставльшияся от нас отцы и братию, матери и сестры и чада наша, в лики святых вчинив, в месте светле упокоит, да, предстояще и покланяющеся раце мощей твоих, имамы тя неусыпающаго молитвен­ника и предстателя о нас ко Господу и благодарив с любовию величаем прославльшаго и послушающаго тя, в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.