Главная Святые 15 мая день памяти Иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Патриарха Александрийскаго
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

О молитве

Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами.

Схиигумен Савва Псково-Печерский

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Пользователи : 8211
Статьи : 5671
Просмотры материалов : 7616616

Яндекс цитирования

15 мая день памяти Иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Патриарха Александрийскаго | Печать |

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 года в Алексан­дрии в христианской семье. По всей вероятности, образование он получил в знаменитом Огласительном учили­ще в Александрии, в числе преподавателей которого был святитель Алек­сандрийский Петр (+ 311; память 25 ноября). Святой Афанасий хорошо знал право, философию, литературу, физику, астрономию и другие светские науки. По свидетельству святителя Григория Богослова (+ 389; память 25 января и 30 января), основное внимание он уделял изуче­нию Священного Писания. Духовное воспитание и образование святой Афанасий завершил в обществе вели­ких подвижников, одним из которых был и преподобный Антоний Вели­кий (+ 356; память 17 января), воз­можно, некоторое время был его наставником. Впоследствии святой Афанасий написал житие преподоб­ного Антония, которое святитель Иоанн Златоуст (+ 407; память 27 ян­варя, 30 января и 13 ноября) совето­вал читать для духовного назидания. Известно, что преподобный Антоний глубоко почитал святого Афанасия и перед своей кончиной он завещал ему одну из своих одежд. Еще в отроче­ские годы святого Афанасия Господь открыл в нем великого служителя Церкви Христовой. Однажды буду­щий святитель со сверстниками иг­рал на берегу моря. Во время игры дети-христиане решили крестить сво­их товарищей язычников. Так как святой Афанасий, особенно любив­ший посещать храм Божий, лучше других знал церковное Богослужение, то его избрали «епископом». Совер­шая крещение товарищей, святой Афанасий произносил слова в полном соответствии с церковным уставом. Затем он сказал «новокрещенным» поучение. Все это с большим удивле­нием наблюдал находившийся побли­зости епископ Александрийский Александр (312 - 326). Побеседовав с отроками, он признал крещение дей­ствительным и дополнил его миропо­мазанием. Через некоторое время родители святого Афанасия, по благо­словению епископа Александра, при­вели сына в храм и посвятили его Богу. С того времени святой Афана­сий стал жить в доме епископа «как сын с отцом», был его помощником и секретарем. Таким образом, под благотворным влиянием известного защитника Православия, каким был Александрийский архипастырь, он с юных лет приобщился к служению Церкви, раздираемой в то время еретическими лжеучениями.

Проницательный ум святого Афа­насия, дар рассуждения, основатель­ное знание истин христианского веро­учения, святая ревность о Господе уже тогда выделяли его в окружении епископа Александра. В 319 году епископ Александр рукоположил свя­того Афанасия в сан диакона. К тому времени относятся первые творения святого Афанасия —«Против языч­ников» и «О воплощении Бога Сло­ва-. В первом он объясняет возникновение язычества грехопадением че­ловека и показывает нелепость и безнравственность мифологических преданий и суеверий языческого ми­ра, а также указывает пути к позна­нию истинного Бога. Во втором сочи­нении святой Афанасий излагает учение об искуплении рода человече­ского Господом Иисусом Христом и защищает это учение от нападок иудеев и язычников.

Когда в Александрии возникла так называемая арианская ересь, заключавшаяся в отрицании Боже­ственной сущности Господа Иисуса Христа, святой Афанасий принял деятельное участие в борьбе епископа Александра против еретиков и тем самым возбудил к себе ненависть ариан. В 325 году святой Афанасий сопровождал епископа Александра в Никею на Первый Вселенский Собор, осудивший ересь Ария. На Соборе святой Афанасий произнес обличи­тельную речь против ариан, которая была поддержана отцами Собора. С тех пор и до конца его жизни ариане подвергали святого Афанасия гонениям, клеветали на него императору и даже покушались на его жизнь.

Через пять месяцев после Никейского Собора, в 326 году, епископ Александр скончался. Александрий­ские клирики и паства единодушно избрали архипастырем святого Афанасия. Знакомясь с состоянием духов­ной жизни в Александрийской Церкви, он посетил мареотскую об­ласть, а также отдаленные пределы своей архиепископии по реке Нилу. Возобновившиеся смуты ариан побу­дили святителя Афанасия возвра­титься в Александрию. Вернувшийся из ссылки лжеучитель Арий и другие еретики не были приняты им в церковное общение. В течение нес­кольких лет ариане всеми способами старались сместить святителя Афана­сия с Александрийской кафедры. Они измышляли одну ложь за другой, всячески пороча святого архипасты­ря перед императором и епископами других Церквей. Наконец, в 335 году император Константин Великий (+ 337; память 21 мая) собрал Церков­ный Собор в Тире для расследования обвинений против святителя Афана­сия. Еретики преобладали на Соборе, святому Афанасию не дали возможности защищаться до конца и он, хотя и доказал ложность возводимых на него обвинений, был незаконно осуж­ден и изгнан в Галлию, в г.Трир. Правителем Галлии в то время был старший сын Константина Великого тезоименитый ему Константин (впоследствии император Константин II, 337 - 340), который вместе с еписко­пом Трирским Максимом принял свя­того изгнанника с большим почетом. В 338 году Константин II возвратил святителя Афанасия на Алексан­дрийскую кафедру. Однако после смерти Константина II ариане возбу­дили против святого Афанасия импе­ратора Констанция (337 - 361), пра­вителя восточной части Византий­ской империи. Святитель Афанасий, спасаясь от разъяренных ариан, по­кушавшихся на его жизнь, скрывался в глубоком безводном колодце, куда ему приносил пищу некий боголюбивый христианин. Там он написал «Окружное послание» (341) к еписко­пам всех Церквей, в котором призвал их оказать помощь Александрийской Церкви в борьбе с еретиками.

Через некоторое время святитель Афанасий отправился в Рим, где был принят святителем Юлием, Папой Римским (337 - 352). Через некоторое время святитель Афанасий вернулся в Александрию, однако ариане вновь пытались убить его, и он вынужден был возвратиться в Рим, где пробыл еще три года. Своей подвижнической жизнью святитель Афанасий снискал глубокое уважение правителя запад­ной части Византийской империи Константа (337 — 350), который в письме к своему брату императору Констанцию потребовал пересмот­реть дело святителя. Опасаясь разры­ва с братом, Констанций в 347 году созвал так называемый Сардикийский Собор. Последствием этого было возвращение святителя на Алексан­дрийскую кафедру в 348 году. Как и прежде, святитель Афанасий всеми силами утверждал свою паству в истине. Устно и письменно он учил, что Сын Божий единосущен Отцу. После смерти Константа ариане вновь склонили на свою сторону Констанция, который изгнал святителя. Он удалился в Египетскую пустыню, населенную отшельниками. Там свя­титель Афанасий вел подвижниче­скую жизнь и писал богословские труды, а также утешительные и назидательные послания к бедство­вавшей и гонимой еретиками алек­сандрийской пастве.

Когда императором стал Юлиан, прозванный впоследствии Отступни­ком (361 - 363), он вернул на свои кафедры всех изгнанных епископов, как православных, так и еретиков. Однако вскоре, публично отрекшись от Христа, Юлиан приказал «гнать Афанасия везде, где только можно». В царствование Иовиана (363 - 364) святитель Афанасий мирно управлял Александрийской Церковью, но это время было недолгим. В 364 году императором стал арианин Валент (364 - 378), который изгнал со своих кафедр православных епископов. Од­нако волнения в обширной империи и особенно в Александрии, готовой под­нять мятеж против нового императо­ра, заставили Валента вернуть святителя Афанасия на его кафедру.

В последние годы жизни святи­тель Афанасий продолжал ревностно бороться с разными еретическими заблуждениями, искажавшими пра­вославное учение о воплощении Сы­на Божия. Опровержению подобных учений святитель посвятил первую и вторую книги против Аполлинария, который исповедовал Никейский Символ веры, но неверно учил о человеческом естестве Иисуса Хри­ста. Догматические определения свя­тителя Афанасия о Божестве Святого Духа и о человеческом естестве в Иисусе Христе, объясняющие и дополняющие сказанное в Никейском Символе веры, настолько важны для Церкви, что святитель Григорий Бо­гослов писал о них в «Похвальном слове Афанасию»: «Это полезнее про­должительных трудов и речей, пред­почтительнее многих бдений; это рав­няется достославным изгнаниям и неоднократному бегству самого Афа­насия»; «... Его жизнь и нравы — правило для епископов; его догма­ты — законы для Православия». В своих творениях святитель оставил Церкви духовное оружие и против тех ересей, которые возникли в следу­ющем столетии.

Велики заслуги святителя Афана­сия и в деле умиротворения Церкви. Важнейшим миротворческим дела­нием святителя была забота о восста­новлении мира между Церквами Си­рии и Малой Азии и Церковью Римской, а также об умиротворении Церкви Антиохийской. Письма свя­тителя Василия Великого (+ 379; па­мять 1 января) к святителю Афана­сию показывают, какие надежды вос­точные епископы возлагали на него как посредника между ними и Запад­ной Церковью.

Следуя в своей жизни правилам, которые усвоил еще в юности от подвижников благочестия, святитель Афанасий заботился о том, чтобы пример иноческой жизни назидал не только удалившихся от мира, но и всех православных христиан. Имен­но поэтому он призывал на служение Церкви и поставлял в пресвитеры и епископы достойных иноков, возвы­сившихся своими добродетелями. Примеру Александрийского архипа­стыря следовали и Предстоятели дру­гих Церквей.

Святитель Афанасий, прозванный за свои исключительные заслуги пе­ред Церковью Христовой Великим, мирно отошел ко Господу 2 мая 373 года, после сорокасемилетнего управления Александрийской Цер­ковью. За пять дней до кончины он посвятил в сан епископа Алексан­дрийского одного из своих сподвиж­ников - пресвитера Петра (управлял Александрийской Церковью с 373 по 380 год). Впоследствии мощи святителя Афанасия были перенесены в Константинополь.

 

Тропарь, глас 3:

Столп был еси православия, / Божественными догматы подтверждая Церковь, / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподоб­не, / Христа Бога моли / даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2.

Православия насадив учения, / злославия тер­ния изсекл еси, / умножив семя веры одождением Духа, преподобне, / темже тя поем, Афанасие.

Молитва

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнавших и бегствех, претерпел еси многи клеве­ты и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков — ариан, с ними же и борол­ся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпени­ем твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Правос­лавная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.