Главная Святые 17 марта день памяти благоверного князя Даниила Московского
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Добрые плоды

Говорите, что наслаждаетесь чтением Священного Писания и что все остальные книги стали скучны и отвратительны, вы не можете брать их в руки. Так обычно бывает с духовно изголодавшимися людьми: они не могут насытиться словом Божиим после болезненного поглощения человеческих слов...

Подробнее ...

Хронология

< Марта 2010 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Пользователи : 8232
Статьи : 6172
Просмотры материалов : 9207670

Яндекс цитирования

17 марта день памяти благоверного князя Даниила Московского

Святой благоверный князь Московский Даниил был младшим сыном святого благоверного великого КНЯЗЯ Владимирского Александра Ярославича Невского (1263; память 23 ноября и 30 августа) и первенцем его второй супруги праведной княги­ни Вассы.

Родился святой Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, полу­чив при крещении имя в честь преподобного Даниила Столпника, память которого совершается 11 декабря. Впоследствии этот факт полу­чил своеобразную символическую интерпретацию. Дело в том, что 11 декабря — самый короткий (7 часов 1 минута) для Москвы световой день, после которого ночь становится короче, а день прибывает. Это обстоятель­ство воспринималось как предзнаме­нование того, что со дней благоверно­го князя Даниила Москва и Русь начнут возвышаться.

О годах, проведенных Даниилом в отеческом доме, летописи сообщают немного. Известно только, что воспи­тан он был в благочестии и страхе Божием. В двухлетнем возрасте свя­той Даниил лишился отца, и уже десятилетним отроком вступил в кня­жение: по жребию между сыновья­ми святого Александра Невского ему досталось Московское княжест­во, в то время маленькое и незначи­тельное.

Святой князь Даниил возобновил разрушенную ханом Батыем (в1238г.) деревянную крепостную сте­ну, которой был обнесен Боровицкий холм, тем самым продолжив форми­рование московского Кремля. Здесь же, на месте, где некогда жил отшель­ник Вукол, святой князь Даниил воздвиг деревянный храм в честь Преображения Господня — Спас на Бору (в 1330 г. заменен каменным).

За Москвой-рекой, на её пологом берегу, в 5-ти верстах от Кремля, святой князь Даниил основал (не позднее 1282 г.) первый в Москве мужской монастырь и в нем — деревянную церковь во имя своего Небесного покровителя преподобного Даниила Столпника (память 11 де­кабря). Летописи сообщают, что Даналов монастырь содержался при жизни благоверного князя на его собственные средства. Для помощи в ведении монастырского хозяйства князь разместил вокруг несколько крестьянских домов, которые послужили началом Даниловской слободе, старейшему из московских районов.

В 1300 году по повелению благо­верного князи Даниила на крутом берегу Москвы-реки (на Крутицах), также в 5-ти верстах от Кремля, был основан храм во имя свитых первоверховных апостолов Петра и Павла, который освятил епископ из Греции Варлаам, странствовавший тогда по России со святыми мощами. Он поселился в архиерейском доме, устроенном князем рядом с храмом, и потому стал называться епископом Крутицким (не по епархии, которой не имел, а ло названию местности).

Все эти замечательные начинания свидетельствуют об особой роли благоверного князя Даниила в возвышении Москвы. С 1147 по 1272 год шесть князей русских, сменяя друг друга, владели Московским княже­ством, но лишь с начала правления святого Даниила начинается возвы­шение стольного града Москвы.

Среди дошедших до нас свидетельств об основополагающей роли князя Даниила как инициатора рас­ширения и укрепления столичного града особо выделяются слово автора его Жития митрополита Платона (1737—1812): «сей-то первоначаль­ный основатель (святой благоверный князь Даниил) положил начало ны­нешнему величию (Москвы), положив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо, как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычай­ной поспешностью, а только с боль­шим искусством к старанием, полу­чает особою твердость и нерушимо пребывает долгое время и как дере­во, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не креп, ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Данииловичу, прозванному Калитой, который, будучи истинным подражателем добродете­лей своего знаменитого, но кроткого и любезного родителя, возвел уже сей град на высшую ступень сливы и могущества» .

В период княжения святого Даниила Московского попущением Божиим Россия вынуждена была призна­вать над собой власть Золотой Орды. Многие русские князья, пребывав­шие в междоусобной вражде, прибе­гали и помощи ордынских ханов Благоверный же князь Даниил и течение всего своего 30-летнего прав­ления воздерживался от участия в междоусобных распрях. Своим благо­честием, стремлением к миру, крото­стью и милосердием, заботой о пользе своих подданных он снискал уважение не только у соседей, в том числе у старших братьев, но и у ордынских ханов.

Если и приходилось князю Дани­илу браться за оружие, то лишь дли усмирении вражды и установления мира. Когда рязанский князь Кон­стантин Романович призвал в по­мощь одного из татарских ханов и готовился напасть на московские земли, князь Даниил выступил в доход на Рязань.

Разбив татарский отряд (это была первая победа над татарами), он воздержался от захвата рязанского княжества, хоти это и было обычным явлением в те времена. Привезенного в Москву князя рязанского Констан­тина Романовича святой Даниил со­держал с подобающей честью до тех пор, пока раскаяние пленника не привело к заключению мира.

Во время страшного татарского набега на Москву благоверный князь Даниил, памятуя о том, к чему обязывало его звание, не покинул своего города, хотя и имел возмож­ность укрыться у своего любимого племянника — переяславского князя Иоанна.

Сердца своих воинственно настро­енных братьев святой Даниил Московский смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывами к миру и оставлению вражды, делами своими воплощая Евангельские слова: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Лк. 6, 27).

Эти высокие его качества побуди­ли общий совет князей великорусских в 1296 году передать власть и досто­инство великого князя всея Руси и знаки этого достоинства (крест с частицей Животворящего Древа, шапку, скипетр, державу, золотую цепь, порфиру и виссон) святому князю Даниилу Московскому.

В 1302 году бездетный князь Переяславля-Залесского Иоанн заве­щал свое княжество во владение московскому князю Даниилу, которо­го очень любил за доброту. Брат благоверного князя Даниила, власто­любивый князь Андрей Александро­вич, претендуя как старший в роде на Переяславль, послал туда своих на­местников. Встреченные возмущени­ем переяславцев, они вынуждены были удалиться.

Присоединение переяславской земли, Коломны и Можайска способ­ствовало дальнейшему укреплению Московского княжества.

4 марта 1303 года, около 42 лет от роду, святой князь Даниил преста­вился ко Господу. Перед смертью он принял схиму. Согласно завещанию, святой Даниил был погребен сыновь­ями в Даниловом монастыре, на кладбище близ храма, среди могил почивших иноков этой обители. Благоверный князь Даниил оставил пятерых сыновей: Георгия (впослед­ствии князя Переяславского), Бориса (князя Костромского), Александра (князя Вологодского), Афанасия (кня­зя Новгородского) и Иоанна (великого Московского, прозванного Ка­литой).

В 1330 году, через 27 лет после кончины князя Даниила, его млад­ший сын — князь Иоанн Калита (1325—1340), унаследовавший Мос­кву, перевел Даниловскую обитель в Кремль. По имени кремлевского храма, Спаса на Бору, монастырь стал именоваться Спасским, (В 1490 году, при великом князе Иоанне Васильевиче, эта же обитель, которой стало тесно в Кремле, переехала на новое место, расположившись в Кру­тицах, а монастырь получил наиме­нование Ново-Спасского.)

Между тем древние постройки самого Данилова монастыря посте­пенно ветшали. Но святой Даниил незримо охранял свою обитель.

«Степенная книга» повествует о трех напоминаниях благоверного князя о себе. Во время правления Иоанна III святой Даниил явился одному придворному юноше, проез­жавшему мимо монастыря, и сказал ему: «Рцы великому князю Иоанну — се убо сам всячески себя утешавши, меня же почто забвению предал еси?» Иоанн Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о своих почивших родственниках.

При Василии Иоанновиче (сыне Иоанна III) проходил мимо мона­стырского кладбища боярин Василий Шуйский. Некий человек, видя, что Шуйский намеревался сесть на своего коня с могильного камня, предупре­дил, что под этим камнем лежит великий князь Даниил. Шуйский же, видя худость и запустение этого места, ответил: «Мало ли есть тех князей». Внезапно конь под ним вздыбился и Шуйский упал на землю, чуть живой. Раскаявшись в своей дерзости, он повелел отслужить пани­хиду о благоверном князе Данииле.

При Иоанне Грозном умирающий сын одного купца получил исцеление у могилы святого князя Даниила. Царь, удивленный чудесами, возоб­новил древний Данилов монастырь, собрал иноков и построил в 1550— 1560 годах каменную церковь во имя святых отец Седми Вселенских Собо­ров взамен ветхой деревянной.

30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, по откровению явивше­гося ему святого князя Даниила, прибыл вместе с Патриархом Нико­ном и священным Собором в Данилов монастырь. Обретенные мощи благо­верного князя оказались нетленны­ми. Впоследствии они были положе­ны в серебряную раку, от которой происходило немало исцелений.

Тогда же благоверный Даниил был причислен к лику святых, чти­мых Русской Церковью.

В 1729 году обветшавший вер­хний храм двухэтажной каменной монастырской церкви был разобран и заменен новым, где с 1806 года были устроены приделы во имя святого благоверного князя Даниила Москов­ского и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. К нижнему же — Покровскому — с приделом во имя преподобного Даниила Столпника в 1890 году была сделана пристройка во имя святых праведных Захарии и Елисаветы. В 1833—1838 годах по­строен храм во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя препо­добного Алексия, человека Божия, и в честь воспоминания зачатия правед­ной Анны. Надвратный храм во имя преподобного Симеона Столпника со­оружен в 1732 году, обновлен в 1903 году. На прилегающем к монастырю участке в 1834 году построен храм Воскресения словущего.

Святому благоверному князю Да­ниилу составлены три службы: 1) в конце XVII века (1682 — 1690) Симе­оном Олферьевым и иноком Сергием. По содержанию Служба повествует в основном об обретении мощей 30 августа 1652 года и их прославлении (.научная публикация Службы — Архимандрит Амфилохий. Летопис­ные и другие сказания о святом благоверном великом князе Данииле Александровиче, сыне святого благо­верного великого князя Александра Невского, и построенном им за Мос­квою-рекою Даниловом монастыре. М., 1873); 2) приказным справщиком печатного книжного двора патриар­шим дьяком иеромонахом Карионом (Истоминым) в 1711 году по прошению игумена Данилова монастыря Макария и старца Кариона Борина, государева дьяка (ГИМ, Увар., № 870/36, лл. 42об.—60) (в данном издании эта служба помещена как «иная»); 3) митрополитом Платоном (Левшиным), впервые напечатанная в Москве в 1791 году (последняя публикация вместе с акафистом — «ЖМП», 1977, № 10, с. 33 — 48. Эта наиболее известная служба помеще­на в данном издании первой).

В мае 1983 года в ответ на просьбу Русской Православной Церкви Пра­вительство СССР приняло решение о передаче Московскому Патриархату архитектурного памятника-ансамбля «Даниловский монастырь» в Москве для создания в нем и на прилега­ющем участке охранной зоны Адми­нистративного и духовного центра Московского Патриархата. Одновре­менно было разрешено строительство новых служебных помещений на этой территории.